Как не разочароваться в себе и детях и остаться в школе?

Испытание

Не секрет, что сегодня, в силу объективных, чаще всего материальных, факторов профессия педагога снова приобретает популярность у части молодежи.

Родители выпускников, выбирая для своих детей вуз, нередко руководствуются прагматическими соображениями: педагоги при любом раскладе уж точно без работы не останутся, ступай-ка, дочка (или сынок), в пед. Кто-то слушает совет родителей, поступает в вуз, возможно, без особого желания и учится пять лет на педагога.

Но если еще лет пять назад большинство окончивших педвузы старались найти для себя более комфортное местечко, то сегодня налицо другой тренд: многие выпускники идут именно в школу. Дипломированные специалисты каждый по-своему пытаются влиться в коллектив, закрепиться, найти общий язык с учащимися, но, увы, далеко не у всех это получается. Ведь школьное пространство не для всех — это нужно признать. «Брак по расчету» со школой невозможен, только по любви и взаимной склонности. Тем не менее в школах очень рады приходу молодежи. Коллективы, в которых преобладают педагоги предпенсионного возраста, стараются помочь молодым во всем. Поддерживают и словом, и делом, и улыбкой, и даже (нередко) зарплатой. Только бы прижились, только бы остались. На кого, если не на молодую смену, оставлять школу?

Но и сами молодые специалисты объединяются для решения своих насущных проблем. Так, например, в Волгоградской области давно и неформально работает клуб молодых педагогов «ПедФормат». На 2-м Всероссийском форуме учителей русского языка и литературы, который проходил в сентябре в Волгограде, я познакомилась с одним из активных членов «ПедФормата» Алиной Витальевной Фоменко. Она пятый год работает словесником школы № 19 города Волжского Волгоградской области. С ней мы поговорили о том, что привело ее в школу, и о том, что помогает находить радость в профессии и не отказываться от нее.

Дорога в школу

Родилась Алина Фоменко в городе Волжском. Росла спокойным ребенком и не доставляла своим родителям хлопот. Очень увлекалась разного рода творчеством и особенно — танцами. Кстати, до сих пор не рассталась со своим хобби. У девочки многое получалось хорошо, поэтому родители могли лишь предполагать, кем она станет, когда вырастет. Сама она точно этого не знала. Если бы ей тогда сказали, что она будет учителем, не поверила бы. В семье Алины нет педагогов, но об учителях школы № 1, которую окончила, у Алины остались самые теплые воспоминания. Многие педагоги, помимо хороших знаний по своему предмету, давали пример человеколюбия и участия. Благодаря им все ученики волжской школы № 1 знали, каким должен быть добрый и сердечный учитель.

— Особенно на меня повлияла мой классный руководитель и учитель информатики Светлана Николаевна Леготина, — рассказывает Алина. — Хочется сказать ей особенное спасибо за доброту сердца, за то, что всегда поддерживала нас, благодаря ее душевным усилиям наш класс был очень дружным. Антонине Николаевне Давыдович, учителю русского языка и литературы, я благодарна за то, что она научила меня вдумчиво читать и понимать художественные тексты, любить родной язык. Марионеллу Владимировну Бабошину, учителя английского языка, я благодарю за необходимые знания по предмету и положительные эмоции. Она, пожалуй, самый позитивный учитель в моей школе, человек с отличным чувством юмора, ее уроки незабываемы. Наверное, именно эти три прекрасные женщины и сыграли свою роль в моем выборе профессии.

Удивительно, но в студенческие годы сомнений по поводу будущей профессии у Алины не возникло. Наоборот, желание стать учителем во время учебы в Волгоградском социально-педагогическом университете лишь укрепилось.

— Никаких искушений не было, — признается она. — А окончательно решение в пользу школы сформировалось во время педагогической практики, которая проходила в волгоградской гимназии № 3. Мне очень повезло с наставниками и детьми, которых доверили учить в период практики. Опытные учителя находили нужные слова, чтобы поддержать, когда возникали трудности, а с детьми быстро получилось найти общий язык. Это и подсказало, что учительство — мое, что этим мне хочется заниматься.

Алина с благодарностью вспоминает обо всех своих преподавателях. Из общения с каждым из них она почерпнула что-то важное для себя. Особенно благодарна она всей кафедре литературы и лично каждому преподавателю:
— Надежда Евгеньевна Тропкина читала интереснейшие лекции по литературе, она привила нам любовь к своему предмету. Ольга Николаевна Подгорская и Елена Константиновна Черничкина сделали все, чтобы мы полюбили и освоили английский язык. Еще важный человек в моей студенческой жизни — Наталья Валерьевна Гончарова, это тренер коллектива, в котором я танцевала. Я очень рада, что училась в педагогическом университете, там я приобрела все необходимые знания и навыки для будущей профессии. Очень радует, что за четыре года, что я работаю в школе, несмотря на различные ситуации, я ни дня не пожалела о принятом когда-то в студенческие годы решении.

Лиха беда начало

Не могу не спросить Алину, что привело ее в школу № 19. Отвечает с улыбкой, что она с первого взгляда понравилась школе, а школа — ей.

— Ну, а вообще, так сложились обстоятельства: именно из этой школы мне позвонили раньше, чем из других школ, в которые я ходила трудоустраиваться. Я восприняла это как знак и решила, что здесь мне и следует работать. Я благодарна своему директору Тамаре Моисеевне Ртищевой за оказанное доверие.

Нужно сказать, что с коллегами у Алины довольно быстро сложились хорошие отношения, что немаловажно при работе в школе. Все, к кому она обращалась за помощью в трудных ситуациях, отзывались и старались помочь. А трудности были, конечно. Без них невозможно представить начальный период в любой профессии, тем более в учительской. Первые месяцы стали настоящим испытанием для голосовых связок. Кроме того, нужно было учиться находить общий язык с самыми разными людьми. В первый же месяц Алина сделала для себя ряд открытий. Первое: теория в университете и практика в реальной жизни несколько отличаются. Второе открытие и вовсе огорчило. Выяснилось, что не все родители настроены положительно к школе и учителям. Потребовались выдержка, терпение и такт, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

Прошу Алину вспомнить свой самый трудный урок. Моя собеседница надолго задумывается. Помолчав, говорит, что в ее школьной практике трудности чаще всего связаны с детьми из неблагополучных семей. Такие дети есть везде. К сожалению, в университетах не учат работать со «сложным контингентом», и это напрасно. Поэтому каждому начинающему учителю приходится учиться на собственных ошибках. Все приходит, конечно же, с опытом, но главный залог успеха, по мнению Алины, — не проявлять равнодушия к проблемам сложных детей, быть к ним внимательнее, чем к остальным. Именно внимания и заботы недополучают многие из них в семьях.

— И все-таки самый трудный для меня — первый самостоятельный урок. Я его хорошо помню. Это был 10-й класс, до этого, на практике в школе, у меня не было таких взрослых учеников. Готовясь к уроку, я написала монолог на английском языке, в котором рассказала о себе, о своих интересах. Проговорив речь, ждала реакции: мне казалось, дальше должен последовать диалог, но ученики молчали. Помню их непонимающие, растерянные глаза. Сама я тоже растерялась, даже начала сомневаться в собственном знании языка, потом как-то вырулила… Позже выяснилось, что, во-первых, ученики не ожидали такого начала урока от нового учителя, а во-вторых, мне достался довольно слабый класс, дети сначала меня просто не поняли. К счастью, позже мы привыкли друг к другу и легко достигали взаимопонимания. Вообще же, по мнению Алины, от волнения, вполне обычного для начинающего учителя, можно забывать все, что планировал провести с учениками. Со временем приходит опыт, а с ним — уверенность в себе. На первых порах ей помогали самые близкие люди. Они и сегодня находят нужные слова, когда что-то не получается или наступает усталость. Поддержка близких помогает Алине с новыми силами и вдохновением работать дальше. Но и сама девушка понимает, что необходимо учиться сохранять самообладание в разных ситуациях, не принимать многие вещи близко к сердцу, ведь работа в школе связана с серьезными эмоциональными нагрузками, а сил должно хватить на долгие годы.

Учебная нагрузка Алины Витальевны в этом году составляет 34 часа. Это много. По мнению большинства предметников, желательно, чтобы оставалось время для качественной подготовки к урокам, проверки, не говоря уже о том, что нужно набраться сил для нового дня. Хотя в большой нагрузке есть и плюсы в плане опыта. У Алины Витальевны, например, год идет за два. Все же, по ее мнению, оптимальная нагрузка для молодого учителя должна быть не более 24 часов, поскольку вначале и так достаточно вещей, в которых трудно разобраться. Зарплата ее устраивает, денег вполне хватает, чтобы самостоятельно себя содержать, но от репетиторства она не отказывается. «Прожить на педагогическую зарплату можно, — уточняет она, — если вы не выплачиваете кредит. Если связаны финансовыми обязательствами, то большая часть денег будет уходить на выплаты».

В школе № 19 Волжского и в других школах Волгоградской области достаточно много молодых специалистов. Разные дороги привели их к педагогической профессии, но материальный вопрос ни для кого из них не стоял и не стоит на первом месте. Большинству интересны работа с детьми и процесс преподавания. По мнению Алины, финансовая мотивация была бы хорошим стимулом для молодого специалиста, но не следует забывать, что работа в школе очень специфична, поэтому для начинающих педагогов всегда будут приоритетными более высокие цели.

В заключение разговора я прошу собеседницу назвать идеальные условия для молодого педагога. Больше всего меня интересует, что помогает пришедшему в школу учителю в первый год не скиснуть, не разочароваться в себе и детях, а остаться и работать с энтузиазмом?

— Идеальные условия — это когда молодому педагогу не мешают (бывает и такое), а помогают, — уверена Алина Фоменко. — Порой не знаешь, что необходимо сделать, как оформлять документацию — грамотный методист-наставник был бы очень кстати. Важно и самому вести постоянную работу над собой как в направлении своего предмета, так и в области возрастной психологии. Если вы попали в школу не случайно, то осознание того, что выполняете важную задачу, поможет преодолеть кризисы. Если совершаешь ошибку, нужно уметь это принять, проанализировать и отпустить ситуацию. Не надо разочаровываться в себе, нужно пробовать найти способы выйти из трудностей.

Важно любить детей — и это главное условие; можно быть хорошим специалистом-предметником, но без определенных качеств в школе, на мой взгляд, не стоит работать. Энтузиазм надо черпать внутри себя и искать смыслы в своей деятельности, ведь учительство в первую очередь — это творчество.