До начала учебного года остались считанные дни, поэтому будущих первоклашек уже смело можно назвать первоклассниками. Много мы, взрослые, рассуждаем о перегруженности школьной программы. Нам кажется, что слишком большой и трудный материал осваивают наши дети, что в их возрасте учиться нам было проще. Конечно, доля истины в этом есть. В зависимости от потребностей времени меняются школьные программы. Но остаются в любом варианте очень важные мелочи, которые необходимо знать каждому ребенку, чтобы успешно начать учиться. Из этих мелочей складывается багаж знаний и умений первоклассника, его готовность к новому жизненному этапу — обучению в школе.

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители не обращают внимания на отставание в речевом развитии ребенка: «Он же мальчик, а у мальчиков все позже…» или: «Характер у нее такой, молчунья она у нас…». Довольно часто в таких ситуациях упускается оптимальное время для развития различных компонентов речи, отставание усугубляется, а с началом школьного обучения становится ясно, что успешно учиться ребенок не может — нужна срочная специальная помощь. Как определить, правильно ли идет речевое развитие?

Лето — время путешествий, поездок в любимые места, отдыха. Обычно дети — активные участники летнего отдыха. Приходя в школу, многие из них приносят яркие фотографии, а вот рассказать о том, где побывали, что интересного увидели, узнали, чем занимались — не могут. Как сделать так, чтобы летний отдых обогащал представления ребенка об окружающем мире, развивал память, речь, наблюдательность?

Нередко приходится наблюдать затруднения школьников, когда они, читая довольно простой текст, заходят в тупик, сталкиваясь с пословицей или поговоркой — дети не могут истолковать их переносное значение, не чувствуют его, а следовательно, не могут в полной мере понять, что именно прочитали. Многие дети не умеют разгадывать загадки. За пределами их жизненного опыта остаются сокровища устного народного творчества — кладезь мудрости, жизненного опыта, смекалистости, духовных ценностей. Мы, взрослые, можем изменить ситуацию.

Умение читать — одно из важнейших учебных умений. Нет ни одного предмета, изучаемого в школе, не требующего свободного владения навыками чтения. Актуальность умения очевидна, однако далеко не все учащиеся умеют хорошо читать. Некоторые дети умеют читать уже в дошкольном возрасте. А кому-то чтение дается с большим трудом. Должен ли ребенок учиться читать в 1 классе, или научить читать ребенка должны были родители до школы?