Мы продолжаем разговор о поведении системы управления. Но на этот раз речь пойдет о том, как же поведет себя проектируемая нами система в условиях неопределенности, которые лучше всего характеризуют слова из сказки «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Станет ли поведение системы подобно героине фильма «внезапным и противоречивым», или мы сможем обуздать «непослушание» и добиться того, чтобы управление ОО стало вдумчивым организатором перемен?

Оказывается, что системы управления, как и наши с вами ученики и воспитанники, ведут себя в разных условиях по-разному. И так же как педагоги разгадывают тайны поведения детей, так и мы, управленцы, должны знать особенности поведения «нашего детища» — системы управления ОО, которую спроектировали и воплощаем в деятельности образовательной организации. Работая в условиях функционирования и развития, а может быть и становления, и реорганизации, и вывода ОО из кризиса, системы управления ведут себя различно, а вот, как и почему? — с этим мы и будем разбираться.

Знакома ли вам ситуация в управлении, когда налаживая систему управления в ОО, мы по прошествии времени бываем очень «умны задним умом»? И тогда, прозревая под ударами проблем, начинаем видеть и понимать свои ошибки в организации управления, говоря себе: «Эх, надо бы вот там-то и вот так-то сделать…». Можно ли уменьшить количество организационно-управленческих проблем до их «нашествия на наши головы»? Оказывается, это возможно, если, заранее, еще на этапе исследования и проектирования системы управления, вдумчиво применять уже имеющиеся у нас знания.

Каждому руководителю хорошо известно, как важно организовать систему управления в ОО так, чтобы всё работало результативно, и все работали эффективно. Ведь чаще всего и страдаем мы от того, что-то, где-то, кем-то, как-то, когда-то не(до)организовано. А как на эти наши проблемы отвечает система управления? Давайте вспомним себя в тот период, когда вы только приступили к руководству ОО, и вам еще предстояло организовать систему управления в подведомственном учреждении. И посмотрим на первые шаги руководителя, и нарисуем маршрут…но не на карте, а прямо в структуре системы управления. И идя по этому маршруту, будем слушать, а что же говорит нам система управления…

Продолжая разговор о системообразующих связях, мы не только дадим им имена, исходя из того, какую роль они играют, и какой груз ответственности лежит на них в системе управления. На основе этих связей мы построим структуру, отвечающую за устойчивость системы управления в образовательной организации. И вновь убеждаясь в правильности «народной тектологии», согласно которой — где тонко, там и рвется, покажем в спроектированной структуре «места обитания» самых злободневных и долгоиграющих проблем управления.