Мы продолжаем разговор о проектировании основной структуры образовательной организации и говорим о ее педагогической составляющей. Как сделать так, чтобы педагогический коллектив не разделялся бы на «феоды» функциональной раздробленности, в которых «междоусобно» работают педагоги начальной школы, методические объединения по разным предметам, «профильники и непрофильники», «физики и лирики»?…

Обратимся за помощью к методологии процессного подхода, не разделяющего организацию «вертикально», как это делает функциональный подход, а, наоборот, объединяющего педагогических работников общими целями достижения.

После долгого и внимательного разбора вопросов проектирования образовательной структуры мы переходим к не менее сложной, а поэтому интересной и увлекательной теме формирования основной структуры, в которой наше внимание сейчас будет сосредоточено на ее педагогической составляющей. Какие же существуют подходы к проектированию структуры трудовой организации в ОО, и в решении каких проблем и задач помогает нам изучаемый инструмент организационного проектирования? Об этом и пойдет речь в данной части новой темы.

Мы завершаем представление временнóй структуры, переходя от ее регулярной составляющей к каникулярной. И это важно сделать не только для того, чтобы отразить насыщенную жизнь ОО на каникулах, но и разобраться в особенностях образовательной структуры в эти периоды времени деятельности ОО.

А выполнив такую сложную работу, мы беремся за еще более трудную, связанную с обобщением всей образовательной структуры. Для этого объединим в общей схеме все разработки шести этапов проектирования и представим, наконец, образовательную структуру во всей ее целостности.

Каждый год, выпуская из стен образовательных организаций своих «птенцов», педагоги удивляются, как же летит время! Ведь совсем недавно эти дети пришли к нам в детский сад, в школу… Да и годовой календарь преподносит нам «сюрпризы»: казалось бы, начало учебного года было вот только что, а сейчас на дворе февраль с уже пройденной половиной пути реализации образовательных программ. Но в этом разговоре речь пойдет не о быстротечности времени, а об удивительном его свойстве упорядочивать нашу жизнь, подчинять ее определенным правилам, регламентам. Каким же временны̒м порядкам устройства подчиняется работа образовательной организации? Задаваясь этим вопросом, мы переходим к проектированию временно̒й структуры ОО.

Вот так, воодушевляя себя почти пионерским призывом, мы приступаем к решению сложной проектировочной задачи: как в образовательной структуре ОО отразить разнообразие форм получения образования, форм обучения и форм реализации образовательных программ? И сделать нам это необходимо не только потому, что этого требует ФЗ-273, но и для того, чтобы в устройстве образовательной организации с пониманием дела обеспечить целостность и единство содержания образования, реализуемого в образовательных программах различных уровней, видов и направленности, и форм организации, эффективных с учетом индивидуальных условий каждого образовательного учреждения. И сделаем мы это еще и для того, чтобы увидеть, как соответствующие вопросы проектирования образовательной структуры «проливают свет» на возникновение показателей самообследования ОО.