Знакомство с типами организаций на практике порой приводит к их превращению в конгломерат разных подходов. Мы будем говорить об организации как многогранном явлении. О каких гранях идет речь? И как эти грани помогают нам создавать «организационный бриллиант» образовательной организации? Разбираться в этих вопросах поможет нам методология, которая, перефразируя М. В. Ломоносова, ум управленцев в порядок приводит.

Что же представляет собой образовательная организация, которую мы все еще по привычке иногда называем «образовательное учреждение»? Искать ответ на этот вопрос мы будем и в теории организации, и в законодательстве, и в нашей образовательной практике, сталкиваясь при этом с определенными трудностями, поскольку у нас нет книг и учебников по «теории организации образовательных организаций». Ну что ж, чем сложнее задача, тем она интереснее!

Какой руководитель в нашей образовательной организации? Или какой я руководитель ОО? Этими вопросами мы часто задаемся. И, как правило, выбираем ответ из известных нам стилей руководства: авторитарный, демократический, либеральный. А давайте попробуем искать ответы на эти вопросы с позиции администрирования и менеджмента. Те, кем управляют, для руководителя являются средством или ценностью?

Во главе любой образовательной организации стоит РУКОВОДИТЕЛЬ. Почему эта должность называется именно так, а не администратор, менеджер или управляющий? От того, что он «РУКАМИ водит» и указывает на недостатки? Или потому, что «голова» и глава управления является ВОДИТЕЛЕМ — ведущим за собой, знающим путь движения к успеху организации и выбирающим правильный маршрут?..

Администрирование — «отец» управленческого порядка и дисциплины в организации. А присуща ли управлению человечность, душевность, чуткость и забота? Как только от функций, которые должны выполнять работники, мы переходим к вопросам «человековедения» в организации, то начинаем осознавать, что менеджмент — это «мать» психологии, культуры, компетентности управления и атмосферы в образовательной организации.