Изучая вопросы состава системы, разделяя ее на компоненты и элементы, мы понимаем, что они собой представляют в жизни образовательной организации. Мы их видим и можем распознать в реальной жизни ОО. А вот со связями между элементами дело обстоит иначе. Связи — не только первоначально скрытые от исследователя систем, но и упорно скрывающиеся от взгляда практика — скромные «труженики» системы. О «скрытности» и «скромности» связей, и их великом труде в системе образовательной организации, и особенно, когда ОО работает в условиях ФГОС, пойдет речь в этой теме.

С вопросительных слов веселой детской песенки мы начнем разговор о составе системы образовательной организации. Как из хаоса частей и частичек, деятельностей и действий, дел и событий, групп и индивидуумов, механизмов и технологий, и пр. и пр., т. е. всего того, чем «наполнена» образовательная организация как механизм и как социальный организм, представить и понять ее состав?

Функция — одно из самых «плодовитых» понятий в теории и практике организаций и управления. Определяя ее значения, разбираясь в терминах, производных от нее, и выстраивая систему функций образовательной организации, мы всегда будем помнить «наказ» классика социологии Р. Мертона о том, что «функция принудительно предъявляет требования, проистекающие от системы».

Мы исследуем образовательную организацию как систему и начинаем разговор с целей как «самой беспокойной и насущной категории управления» (А. И. Пригожин). Раскрывая «тревожную суть» целеполагания, мы понимаем, что беспокойной цель делает ее «тревожная даль», в которую она зовет, а насущна она потому, что без цели нет и не может быть образовательной организации как системы.

Знакомство с типами организаций на практике порой приводит к их превращению в конгломерат разных подходов. Мы будем говорить об организации как многогранном явлении. О каких гранях идет речь? И как эти грани помогают нам создавать «организационный бриллиант» образовательной организации? Разбираться в этих вопросах поможет нам методология, которая, перефразируя М. В. Ломоносова, ум управленцев в порядок приводит.