Одной из важнейших особенностей подросткового возраста является развитие интеллектуальных способностей (прежде всего абстрактно-логического мышления), обеспечивающего становление рефлексии и самосознания. «Кто я? Какой я?», — эти вопросы беспокоят практически всех подростков. Именно в этом возрасте ребенок впервые ставит жизненные цели, пытается определить свое собственное отношение к различным сферам бытия — к себе самому, семье, друзьям, школе, обществу в целом и т. д., к своему профессиональному будущему. В чем же может состоять психологическая помощь подростку?

Стремление к новым достижениям, открытиям, реформам сделало непопулярной, почти неприличной иногда просыпающуюся в людях тягу к традициям, опыту предыдущих поколений, упорядоченной и размеренной жизни. Можно ли соответствовать требованиям современности и при этом использовать лучшее, что дают нам традиции и исторический опыт? Попробуем обдумать этот вопрос на примере одной некогда очень распространенной, а ныне почти забытой традиции семейного совета.

Сегодня желание ребенка иметь собственный мобильный телефон, причем, предпочтительнее смартфон в максимально «продвинутой» версии, продиктовано именно возможностью снимать фото и видео, играть в самые современные игры. У родителей, конечно, совсем другой взгляд на возможности мобильного телефона. Им гораздо важнее, что, отправляя ребенка на улицу или в школу, они могут меньше беспокоиться, поскольку с ним можно связаться в любое время. С другой стороны, в средствах массовой информации то и дело появляются статьи о вреде мобильных телефонов — они портят зрение, слух, производят опасное излучение. Как быть? Покупать ребенку телефон или нет? Если да, то какой телефон и в каком возрасте?

В одной из предыдущих статей я писал, что одним из популярных направлений в психологии является выделение групп (типов) людей по разным признакам. Чаще всего людей объединяют в группы по присущим им индивидуальным чертам. Например, людей, склонных привлекать к себе внимание, «показывать себя», называют «демонстративными»; людей, постоянно о чем-то тревожащихся, очень ответственных и беспокойных называют «тревожными» и так далее.

Дети и деньги — сложная проблема. В нашей стране как-то не принято говорить на эту тему. Подспудно в некоторых изданиях некоторые специалисты ведут неспешную дискуссию на тему «Необходимо ли финансовое образование детей? Если да, то когда его начинать и что включать в это образование?»