Сегодня родители ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в том числе ребенка-инвалида, могут привести его в любую ближайшую образовательную организацию (школу, дошкольное образовательное учреждение), и администрация образовательной организации будет не вправе отказать в приеме. Но как учителю, в чьем классе оказался такой ребенок, работать с ним, особенно если у учителя нет специального дефектологического образования?

Начался учебный год, и некоторые родители уже столкнулись с проблемой: ребенок заявляет, что не хочет идти в школу. Чаще это происходит с первоклассниками, которые только начинают знакомиться со школьной жизнью, но могут отказываться посещать занятия и более взрослые дети. В чем причина? Почему, получив опыт «взаимоотношений» со школой, ребенок пытается спастись бегством? Попробуем разобраться.

Начало школьных занятий — очередной этап в жизни ученика. Не только для первоклассников, но и для учеников последующих классов, это более или менее резкий переход от относительно свободного режима дня и, преимущественно, отдыха к более жесткому режиму дня и учебной работе. А всякая резкая смена деятельности порождает стрессовые реакции организма. Если родители приняли меры к подготовке ребенка к началу учебы, период адаптации проходит легче и более кратко по времени. Если до последних каникулярных дней ребенок жил в режиме отдыха, адаптация пройдет в более тяжелой форме и будет более длительной. В одной из предыдущих статей мы уже говорили о том, как подготовить ребенка к началу учебного года. Теперь хотелось бы обратить внимание на последний день каникул.

Лето — время, когда ребенок может не только отдохнуть, но и узнать что-то новое, посещая интересные места, занимаясь делами и развлечениями, которые интересны ему самому, общаясь с друзьями. Родители могут организовать только часть этого времени, отправив ребенка в лагерь или отдыхая вместе с ним. Другую часть времени ребенок предоставлен самому себе. Местные власти заботятся об отдыхе детей, и сегодня нетрудно найти относительно недалеко от дома детскую площадку с различными спортивными снарядами, качелями, каруселями, горками. Дети постарше могут отправиться в ближайший парк, в кино или даже музей. Город предоставляет много возможностей для активного и пассивного отдыха любому горожанину, в том числе и юному. Однако приходится учитывать, что в некоторых случаях городская среда может оказаться враждебной или даже опасной.

Закончится лето, и школы откроют двери для своих учеников. Некоторые ребята переступят порог школы впервые, им только предстоит стать учениками. От того, на сколько успешным будет их знакомство со школой, насколько удачно они «впишутся» в образовательный процесс, во многом будет зависеть и успешность их учебы, и то настроение, с которым почти каждое утро в течение следующих нескольких лет они будут выходить из дома. Отчего же зависит то, насколько успешным для ребенка станет начало его школьной жизни? Чем родители могут помочь своему будущему первокласснику или первокласснице за полтора-два месяца, оставшихся до 1 сентября?