Спасение утопающих… Как педагогу сохранить собственное физическое и психическое здоровье

Профессия педагога относится к группе помогающих профессий, то есть тех, где внимание специалиста направлено, в первую очередь, на обеспечение благополучия других людей, прежде всего, детей. Но будет ли успешен в своей деятельности специалист, имеющий проблемы с собственным здоровьем? Вопрос риторический. Следовательно, педагогу обязательно нужно уделять время заботе и о собственном здоровье и благополучии.

В 1974 году американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг ввел термин «профессиональное выгорание» для характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном эмоциональном общении с другими людьми — учениками, пациентами, клиентами, подчиненными и др. Профессиональным выгоранием (иногда для обозначения этого состояния используют синонимы «эмоциональное выгорание» или «психологическое выгорание») называют специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Обратим внимание, что термин используется для характеристики состояния здоровых людей и не является названием какого-то заболевания.

Фрейденберг считал, что для профессионального выгорания характерны следующие основные особенности:

  • эмоциональное и/или физическое истощение — человек чувствует постоянную усталость, с трудом выполняет свои повседневные обязанности, у него нет сил проявлять эмоции, как положительные, так и отрицательные по поводу событий, происходящих в его жизни;
  • деперсонализация — человек отгораживается от других, собственные действия воспринимает как бы со стороны, у него возникает ощущение, что он не может управлять ими;
  • сниженная производительность труда.

Типичными симптомами профессионального выгорания являются:

  • продолжающиеся во времени плохое настроение;
  • эмоциональное опустошение;
  • подавленность;
  • усталость;
  • ощущение физической слабости;
  • снижение интереса к происходящим событиям;
  • раздражительность;
  • «девичья память» (забывается не только незначительная, но иногда и важная информация, например, о важных мероприятиях, встречах и др.; забывается, несмотря на записи, «напоминалки» и т. п.).

Психологи выявили личностные особенности специалистов, которые увеличивают вероятность профессионального выгорания. Это эмпатия, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность в реализации своих идей. Специалистам, обладающим этими качествами стоит особое внимание уделять профилактике профессионального выгорания.

В то же время, отмечены и ряд личностных особенностей, препятствующих профессиональному выгоранию: оптимизм, креативность (проявление творческих способностей) при решении профессиональных задач, общительность, постоянный поиск новых контактов, ориентация на компромисс, сотрудничество при разрешении конфликтов, понимание особенностей взаимодействия с другими людьми.

Но вот относительно понимания причин профессионального выгорания у исследователей нет единого мнения и сегодня. Некоторые считают, что выгорание возникает в связи с тем, что специалист испытывает трудности в профессиональной самореализации, не может проявить себя на работе. Другие считают, что выгорание связано с недостатком положительных подкреплений в работе специалиста. Третьи обвиняют затяжной профессиональный стресс.

Если сложности в профессиональной самореализации сотрудников внимательный и мудрый руководитель может устранить своими управленческими решениями, то с остальными возможными причинами профессионального выгорания дела обстоят сложнее.

Дело в том, что недостаток положительных подкреплений на работе (да и в семье тоже!) непосредственно связан с особенностями культуры взаимоотношений между людьми в обществе. Под обществом я имею в виду не только население нашей страны, но и любое «цивилизованное» общество «западное», «американское» и др. Как-то так сложилось, что культура наших взаимоотношений между собой носит карательный характер. То есть, если мы хотим повлиять на другого человека, изменить его поведение, мы стараемся «поймать» его на том, что он делает неправильно и сделать ему замечание (наказать). Причем, это касается и взаимоотношений взрослых между собой, и взаимоотношений взрослых с детьми, и взаимоотношений детей. Например: (в школе) «Мария Ивановна, ваш Иванов опять сегодня на моем уроке с соседом по парте толкался. Вы уж примите меры, чтобы они мне уроки не срывали», или «Надежда Петровна, вы там в журнале оценки за контрольную в 6Б не проставили, я никак не могу свой отчет написать», или (дома) «Мам, ну когда у тебя там суп сварится? Я уже давно есть хочу!» и т. п.

На самом деле, такое отношение вызывает скорее сопротивление, раздражение и ответную агрессию, чем желание что-то сделать по просьбе (требованию) обратившегося (а фактически, напавшего). Но мы и сами постоянно таким же образом нападаем на партнеров по общению.

Ситуацию может исправить изменение стиля общения на противоположный, то есть если мы будем стараться «поймать» партнера на том, что он делает правильно, и поощрить. Например: «Мария Ивановна, ваш Сидоров сегодня замечательно работал на уроке. У вас здорово получается заинтересовывать ребят учебой!» или «Надежда Петровна, я видела вы уже начали выставлять оценки за контрольную 6Б. Спасибо, теперь и я успею подготовить свой отчет вовремя!» и т. п.

Стресс тоже не должен становиться проблемой. В нашей повседневной жизни он частый гость. А уж работа в любой профессии без стресса вообще вряд ли возможна. Поэтому важно научиться справляться с ним так, чтобы он не наносил вреда здоровью.

Стрессы могут возникать в разных ситуациях и по разным причинам. Например, нередко учитель оказывается в состоянии информационной перегрузки, когда нужно решать текущие задачи, одновременно принимая важные и ответственные решения, и это все еще и при жестких ограничениях по времени.

Не менее стрессовыми становятся ситуации конфликтов, если возникают какие-то противоречия с коллегами по работе или с руководством. Специалист переживает чувства унижения, вины, гнева, обиды.

Да и в обычном деловом общении не обойтись без стрессов, если один из участников этого общения не может сказать «нет» в ответ на не вполне обоснованные просьбы, не умеет защищаться от манипулирования, если один из собеседников раздражен или если они просто не совпадают по темпу общения.

У каждого из нас есть своя, собственная форма поведения в стрессовом состоянии, свой индивидуальный сценарий стрессового поведения. Он выражается в частоте и форме стрессовых реакций. Его можно выявить, внимательно понаблюдав за собой.

Конечно, наиболее успешными в профессиональной деятельности становятся те, кто научился владеть собой, имеет какую-то свою, личную технику саморегуляции.

Психологи предлагают использовать следующие правила и методы саморегуляции в условиях профессионального стресса:

1) Понаблюдайте за собой. Что происходит с вами, когда вы чувствуете, что оказались в стрессовой ситуации?

  • Какие изменения вы замечаете в вашем состоянии и настроении?
  • Ваши эмоции нарастают постепенно или вы «взрываетесь» сразу?
  • Что происходит с вами, когда вы теряете самообладание?

2) Постарайтесь найти способы остановить себя, «взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия:

  • сделать паузу, помолчать (вместо раздражительного ответа);
  • выйти из комнаты (класса) или переместиться в отдаленную его часть;
  • несколько раз медленно глубоко вздохнуть.

3) Постараться перевести свою энергию в другую форму, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение (а в дальнейшем превратить эти действия в стрессовой ситуации в привычку). Например:

  • перебрать бумаги на столе, полить цветы на подоконнике, заварить чай;
  • выйти в коридор и поговорить с симпатичными коллегами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.);
  • подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу;
  • обратить внимание на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;
  • зайти в туалетную комнату и на две-три минуты опустить ладони под холодную воду.

4) Обдумать, какие моменты в работе помогают снять напряжение (что в работе вас больше всего радует? чем вы занимаетесь с увлечением?) и стараться каждый день некоторое время заниматься делами, которые приносят удовлетворение и радость.

Соблюдение перечисленных правил позволит значительно уменьшить разрушительное действие профессионального стресса. Я бы добавил к ним еще и выработку у себя оптимистичного стиля мышления, о котором я писал в одной из предыдущих статей.

Но не стоит забывать и о традиционных мерах, позволяющих сохранять и даже укреплять свои здоровье и силы:

  • разумная организация труда;
  • активный отдых;
  • сбалансированное питание;
  • полноценный сон (не менее 8 часов).

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0