Образовательная политика

Неформальное

Неформальное образование способствует развитию навыков ХХI века — таких как креативность, критическое мышление, командная работа, и достижению метапредметных и личностных результатов, заявленных в школьных стандартах второго поколения.

Фактически неформальное образование решает те задачи, с которыми порой не справляется традиционная школа.

14 декабря в Московском центре качества состоялся круглый стол по экспертному обсуждению комплексной модели неформального образования. Мероприятие проходило в форме сетевого семинара — часть слушателей присоединилась к дискуссии дистанционно.

Любознательность, креативность, критическое мышление

В своем выступлении заместитель директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Анастасия Зырянова подчеркнула, что за неформальным образованием будущее, поскольку оно обладает огромным потенциалом.

Агентство стратегических инициатив поддерживает многие проекты в сфере неформального образования — по развитию театра, предпринимательских навыков, эмоционального интеллекта, профориентации подростков.

По сути неформальное образование способствует развитию навыков ХХI века — таких как креативность, критическое мышление, командная работа, и достижению метапредметных и личностных результатов, заявленных в школьных стандартах второго поколения.

Фактически неформальное образование решает те задачи, с которыми порой не справляется традиционная школа.

«У нас в школе есть учителя информатики, химии, литературы, но нет педагогов, которые учат детей критическому мышлению, коммуникации, любознательности», — отметила Анастасия Зырянова.

Формальную систему образования она сравнила с огромным кораблем, для изменения маршрута которого требуется очень много усилий: должны поменяться педагоги, программы, учебники, отношение родителей к этим нововведениям.

В этом смысле неформальное образование — более гибкое, оно быстрее воспринимает инновации.

Интеграция в виртуальном пространстве

Эту мысль продолжил в своем докладе научный руководитель АНО «Центр исследований в области образовательной политики „Эврика“» Александр Адамский.

Он констатировал, что модернизация традиционных институтов образования, в том числе школы, имеет свои границы, и социализация в рамках этих институтов становится все более трудновыполнимой миссией.

Поэтому в числе важнейших задач, стоящих в повестке дня на ближайшее будущее:

  • изменение принципов традиционной системы образования в соответствии с навыками XXI века;
  • развитие неформального и непрерывного образования в сообществах;
  • поддержка онлайн-обучения на всех уровнях образования.

И если сегодня существующая система образования состоит из автономных закрытых элементов (школ, вузов, колледжей и т. д.), предлагающих стандартизированные образовательные программы, то в будущем, по прогнозам Александра Адамского, образование должно превратиться в сложную экосистему, в которой отдельные элементы будут выполнять различные роли и будут взаимосвязаны в единую сеть, реализующую большую часть образования в формате онлайн.

Система будет включать онлайн-курсы и форумы, мобильные приложения и устройства, приложения дополненной реальности, игры и прочие нестандартные образовательные форматы.

На первый взгляд кажется, что это случится завтра или послезавтра. Однако в своем выступлении руководитель Департамента развития новых форм образования направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Алексей Благинин обратил внимание на распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

В этом документе говорится, в частности, о развитии программ открытого образования, создании в сети Интернет специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида; реализации проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом).

Взаимодействие или «автономное плавание»?

Но как объединить на практике формальное и неформальное образование, как построить взаимодействие между ними? Надо ли регламентировать законодательно неформальное образование, или формализация грозит этой сфере утратой своей специфики? Нуждается ли неформальное образование в государственном финансировании и сертификации?

Ответы на эти вопросы стремились найти участники трех экспертных групп, сформированных в процессе обсуждения на семинаре.

В ходе дискуссии звучали разные, порой противоположные мнения. Например, режиссер театральной студии в Красноярском краевом дворце пионеров Евгений Крайзель считает, что регламентация неформального образования вредна и чревата выхолащиванием его сути.

Он сослался на собственный опыт: работая на базе государственного учреждения и получая от него финансирование, ему приходится выполнять те правила игры, которые ему диктует бюджетная организация.

«Объем бумаг, которые нужно заполнять, безумно мешает работе и не имеет отношения к реальному образовательному процессу. Никого не интересует, что ты делаешь с детьми, главное — то, что написано на бумаге», — пожаловался Евгений Крайзель.

В то же время к группам, которые работают на хозрасчете (то есть за средства родителей), предъявляется все меньше формальных требований, чем по отношению к тем группам, которые получают бюджетные средства.

Поэтому Евгений Крайзель видит выход в том, чтобы уйти в «автономное плавание и заниматься тем, что мы считаем нужным».

Такой же позиции придерживается и его земляк Сергей Медведчиков, руководитель школы «Нооген». По его мнению, ни государственная сертификация, ни бюджетное финансирование неформальным организациям не требуются: главными заказчиками и контролерами для них являются рынок и потребители.

А вот в школе «Эврика-развитие» г. Томска сумели найти разумный баланс формального и неформального образования.

По словам заместителя директора по инновационной деятельности этой школы Надежды Мухи, «оба эти формата нужны, чтобы быть зеркалом друг для друга», для разнообразия и взаимодополнения, в том числе и финансового.

Ярким примером интеграции формального и неформального образования может служить программа «Соседство», которая осуществляется в школе «Эврика-развитие». Ее ключевая идея — построение образовательного события за счет встреч с новыми сверстниками, с другим городом, с новыми взрослыми (учителями, представителями других профессий), с новым содержанием образования, с его знакомыми и непривычными способами.

«Соседство» — не только образовательная программа для детей и взрослых, это социокультурный проект развития территории. Он обеспечивает кооперацию ресурсов, необходимых для развития образовательной системы города, сбор и распространение базы данных об этих ресурсах среди инновационного сообщества педагогов, родителей и профессионалов из различных сфер.

Участники программы — школы, вузы, НИИ, музеи, театры, библиотеки, художественные мастерские, бизнес-предприятия, мэрия и другие интересные места и специалисты, готовые к сотрудничеству в проектах для школьников и их семей.

Регуляторы и фильтры

Экспертная группа «Ресурсы и сертификация неформального образования» выступила с рядом предложений, в числе которых создание «агрегатора» — цифровой среды, в которой автоматически происходит работа с программами неформального образования. Здесь по максимуму необходимо исключить человеческий фактор, поэтому в агрегаторе должно применяться несколько фильтров, главный из которых — фильтр безопасности (автоматическая экспертиза на предмет вреда для обучающихся).

Сертификация программ необходима только в том случае, если их освоение должно завершиться аттестацией и выдачей документов.

Включение неформального образования в формальное возможно по инициативе группы детей и родителей для реализации вариативной части школьной программы.

В перспективе именно образовательная программа должна стать единицей, юридическим объектом и объектом финансирования, как считают участники экспертной группы.

Итак, какие выводы можно сделать по итогам круглого стола?

Во-первых, неформальное образование выполняет важную роль в современном мире, поскольку способствует решению задач, стоящих перед традиционной системой образования. Оно работает именно на те результаты — личностные и метапредметные, которые сложно достичь в рамках традиционных образовательных программ.

Во-вторых, современное законодательство позволяет школе развивать любые форматы образования, в том числе и неформальное. Возможен вариант, когда функции неформального образования может взять на себя общеобразовательная школа, достроив свою программу посредством включения в нее различных неформальных практик.

В-третьих, для интеграции формального и неформального образования могут потребоваться фильтры и регуляторы — правовые и финансовые.

Но в данном случае важно не впадать в крайности, чтобы излишняя регламентация не разрушила уникальность неформального образования, главные преимущества которого — свобода, разнообразие, способность отвечать на вызовы быстро меняющегося времени.