Формирование классов для детей с ОВЗ

Инклюзивное образование дало возможность детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться в обычных школах вместе со всеми детьми. Развитие доступного образование для лиц с ОВЗ одно из приоритетных направлений нашего государства. Образование, которое получают дети с ОВЗ, может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных группах. Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками. Такой подход должен способствовать формированию толерантного отношения детей друг к другу, решению проблем социальной адаптации и интеграции с обществом детей с ОВЗ. Создание в обычном образовательном учреждении совместного обучения с детьми с ОВЗ универсальной безбарьерной среды, позволяет обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Стоит отметить, что дети со сложными дефектами, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми нарушениями речи, слепые, слабовидящие, позднооглохшие, слабослышащие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут получить образование в отдельных организациях по адаптированным образовательным программам.

Для детей с ОВЗ в школе организуются специальные условия обучения, среди которых использование специальных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий, специальных технических средств и т. д. Также к подобным условиям можно отнести особое комплектование классов, где учатся дети с ОВЗ. При комплектовании классов для детей с ОВЗ учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, рекомендации ЦПМПК и состояние здоровья обучающихся.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания будет в данном случае заключение ПМПК, заявление родителей о создании специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ. Заключение ПМПК и создание особых условий обучения будет являться правом родителя, а не обязанностью. На основе психолого-педагогической диагностики ребенка с ОВЗ проектируется его индивидуальный маршрут обучения, индивидуальный учебный план. Содержание образовательного процесса определяется адаптированной образовательной программой, разработанной на основании рекомендаций ПМПК, с учетом комплексной оценки ресурсов и дефицитов развития ребенка, программ для общеобразовательных учреждений.

В зависимости от категории обучающихся с ОВЗ количество детей в классах (группах) комплектуется в соответствии Приложением № 1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН).

СанПиН предусматривает обучение в рамках 4 различных маршрутов для обучающихся с ОВЗ:

1-й маршрут предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;

2-й маршрут предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения;

3-й маршрут предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);

4-й маршрут предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ (Приложение N 1 к СанПиН)

Варианты программ образования

 

 

Вид ОВЗ

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

максимальное количество обучающихся

1.

Глухие обучающиеся

Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом — не более 20 обучающихся, при 2 глухих — не более 15 обучающихся

6

5

5

2. Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся

Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем — не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших — не более 20 обучающихся

I отделение: 8

II отделение: 6

5

Вариант не предусмотрен

3.

Слепые обучающиеся

Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом — не более 20 обучающихся, при 2 слепых — не более 15 обучающихся

9

7

5

4. Слабовидящие обучающиеся

Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем — не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих — не более 20 обучающихся

12

9

Вариант не предусмотрен

5. Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся.

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

6. Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА — не более 20 обучающихся, при 2 — не более 15 обучающихся.

5

5

5

7. Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)

Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

8. Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС — не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС — не более 15 обучающихся

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)

9. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

12

5

С участниками инклюзивного процесса должна проводиться работа, которая будет направлена на взаимное принятие, понимание особых потребностей детей их сверстниками. Особый акцент стоит сделать на социальной адаптации детей в классном коллективе. Немаловажную роль в данном процессе будет играть классный руководитель и родительская общественности. Таким детям необходима помощь тьютора, особые условия при получении дополнительного образования, психологическая и логопедическая помощь. Создание адаптивной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями будет способствовать их гармоничному развитии, при разных стартовых возможностях детей.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 2

  • фото
    маргарита 03 декабря 2017

    Здравствуйте ,скажите а как обстоит дело с посещаемостью занятий ребенком с овз,все ли он должен посящать обятельно и точно,как и здоровый ребенок? или основные-обязательно,а остальные- по возможности?

    • фото
      Нурия Сафиулина 04 декабря 2017

      В связи с особенностями контингента обучающихся с ОВЗ в каждом отдельном случае у образовательной организации имеется возможность организовать обучение учащихся индивидуальному плану для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ. Индивидуальный план обучения возможен , но все предметы должны быть освоены в рамках ФГОС для лиц с ОВЗ, если обучающийся переведен на адаптированную программу обучения по рекомендациям ПМПК и желанию родителей. Если обучающийся не переведен на адаптированную образовательную программу, то он также должен освоить программу образования соответствующего уровня в рамках ФГОС.